Рабочая Программа воспитания МКОУ АМО "Заринская СОШ"
Описание образовательной программы
Аннотация
к рабочей программе воспитания
Программа воспитания является
обязательной частью основных образовательных программ. Назначение Программы
воспитания – создать и реализовать условия воспитания, направленные на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа показывает, каким
образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по
воспитательной работе, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым
сделать свою школу воспитывающей организацией. В центре программы воспитания в
соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности;
· готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
· ценностные установки и социально-значимые качества личности;
· активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания
включает в себя четыре основных раздела:
- Раздел «Особенности
организуемого в школе воспитательного процесса».
- Раздел «Цель и задачи воспитания».
- Раздел «Виды, формы и
содержание деятельности».
Данный раздел состоит из
нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован
на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями являются:
«Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
Вариативные модули:
«Ключевые общешкольные дела»,
«Детские общественные
объединения»,
«Организация
предметно-эстетической среды».
Модули в программе воспитания
располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы
школы. Деятельность педагогов образовательной организации в рамках комплекса
модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной
программы общего образования.
- Раздел «Основные направления
самоанализа воспитательной работы».
К программе воспитания
прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Программа
позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание
школьников.
Процесс воспитания в МКОУ АМО
«Заринская СОШ» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности
и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и
семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
- ориентир на создание в образовательной
организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,
без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания
главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных
дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и
нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в
образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла
воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого
дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов
и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие
условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел
отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная
активность;
- педагоги школы ориентированы на
формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в
школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
В школе максимально созданы
условия для всестороннего развития обучающихся, есть спортивный зал, мини-стадион,
зал для занятий хореографией, современная медиатека, библиотека. Учебные
аудитории и специализированные кабинеты оборудованы мебелью, отвечающей
возрастным требованиям и специализированным учебным и лабораторным
оборудованием, в том числе тренажерами и необходимым для занятий инвентарем.
Содержание занятий,
предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации внеурочной деятельности таких как
кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские
организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные
научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики, военно-патриотические, волонтерские объединения и т. д.
В период каникул школой используются возможности для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, кружки, спортивные секции и т.п.) как самостоятельно, так и с привлечением социальных партнеров, разнообразных форм сетевого взаимодействия