РП Умники и умницы 1-3 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского муниципального округа
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к ООП НОО
МКОУ АМО «Заринская СОШ»
утвержденной приказом
от 26.08.2025 года № 122

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Умники и умницы
для обучающихся 1 – 3 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 1-4 классов
разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», информационно-методическим письмом «Об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования», приложение №1 к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 5
июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций», на основе программы
развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю.
Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия
О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий
для обучающихся начальных классов (разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и
эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных
действий).
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих
занятий.
Задачи курса:
−
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
−
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
−
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
− формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
−
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
−
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
−
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Ценностные ориентиры: содержание программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это
способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности. Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1-4 класс

реализуется в рамках плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 132ч: в 1 классе
на 32 ч (1 ч в неделю), во 2-3 классах на 33ч (1 ч в неделю), в 4 классах 34ч (1 ч в неделю). Всего
132ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•
•

1-3 КЛАСС
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
•
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать выполненное верно задание от неверного;
•
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
•
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре);
•
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
•
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
•
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
•
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
удить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
1 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
программы «Умники и умницы»
В результате изучения данной программы в 1 классе сформируются умения
Личностных результатов:
•
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические
нормы. Метапредметными результатами в 1 классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение (версию);
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного;
•
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
•
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
• учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
• сравнивать предметы по заданному свойству;
• определять целое и часть;
• устанавливать общие признаки;
• находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
• определять последовательность действий;
• находить истинные и ложные высказывания;
• наделять предметы новыми свойствами;
• переносить свойства с одних предметов на другие
2 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
«Умники и умницы»
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

•

•

В результате изучения данной программы во 2 классе сформируются умения
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих
УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
•
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;
•
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
3 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
программы «Умники и умницы»
В результате изучения данной программы в 3 классе сформируются умения
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в 3 классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
•
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование,
сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;

•
овладевать
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
классификации
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• учиться аргументировать, доказывать;
• учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:

по

•
•
•
•
•
•
•

выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
•
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей,
сопоставляя и аргументируя свой ответ;
• рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-3 КЛАСС
1 раздел: Задания на развитие внимания.
Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных
умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двухтрехходовые задачи.
2 раздел: Задания на развитие памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной
памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные
приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и
прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них
увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память,
восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
3 раздел: Задания на совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих
ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами,
расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь)
и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
4 раздел: Задания на развитие логического мышления.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой
целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале
и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без
предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе
выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и
планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с
алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-3 КЛАСС
№
Раздел/тема
Количество
п/п
часов
1 класс
1
Задания на развитие внимания
10 ч
2
Задания на развитие памяти
9ч
3
Задания на совершенствование воображения
5ч
4
Задания на развитие логического мышления
8ч
Итого
32 ч
2 класс
1
Задания на развитие внимания
2
Задания на развитие памяти
3
Задания на совершенствование воображения
4
Задания на развитие логического мышления
Итого
3 класс
1
Задания на развитие внимания
2
Задания на развитие памяти
3
Задания на совершенствование воображения
4
Задания на развитие логического мышления
Итого

10 ч
10 ч
5ч
8ч
33 ч
10 ч
10 ч
5ч
8ч
33 ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 класс
№
Тема занятия
п/п
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
1
мышления. Графический диктант (вводный урок)
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
2
Графический диктант
3
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кол-во
часов
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
2 класс

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1
1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем
по образцу.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема занятия
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в
начале учебного года.
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.
Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических
способностей и способностей рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических
способностей и способностей рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.
Поиск закономерностей.
Развитие быстроты реакции.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей и способностей рассуждать.
Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения. Ребусы.
Многоугольники. Многогранники.
Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Веселая переменка.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических
способностей и способностей рассуждать.
Совершенствование воображения. Ребусы.
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических
способностей и способностей рассуждать.
Поиск закономерностей. Числовые закономерности.
Развитие быстроты реакции.
Тренировка концентрации внимания.
Тренировка внимания. Веселая переменка.
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения. Веселая переменка.
Развитие быстроты реакции. Развитие концентрации внимания.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

3 класс
№
Тема занятия
п/п
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
1
мышления. Графический диктант (вводный урок)

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем
по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.
Графический диктант
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем
по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления.
Графический диктант
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем
по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем
по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формы организации учебных занятий: викторины, познавательные игры, детские
исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности
(олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны), предметные недели,
праздники, конкурсы.
Формы контроля и критерии оценки результатов: тестирование; практические работы;
творческие работы; анкетирование родителей и обучающихся; моделирование и решение
жизненных ситуаций; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».