РП ОРКСЭ 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского муниципального округа
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к ООП НОО
МКОУ АМО «Заринская СОШ»
утвержденной приказом
от 26.08.2025 года № 122

Рабочая программа
комплексного курса
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики».
[Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования,
Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных
конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским,
Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших
школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов,
реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного
мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры
как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)
Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение
религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Священные сооружения. История религий в России.
Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)
Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения
Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о
мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.
Иудаизм (5 ч)
Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит
иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.
Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библиясвященная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.
Ислам (5 ч)
Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама.
Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.
Буддизм (4 ч)
Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма.
Священные тексты буддизма.
«Золотые правила нравственности» (2 ч)
«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
 Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
 Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
 Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории
и современности России;
 осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Программа включает следующие разделы:
1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
3. Иудаизм
4. Христианство
5. Ислам
6. Буддизм
7. «Золотые правила нравственности»
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых
религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного
материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ
мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по
курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией
изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений,
уроками- экскурсиями.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть- 8 ч
Тема

№
п/
п

Знакомство с новым
предметом
Верования разных народов в
мифах, легендах и сказаниях

1
2

Колво
часо
в
3

1

II четверть- 7 ч
Тема
Колво
часо
в
Иудаизм
5

2

Христианство

№
п/п

5

2

III четверть - 10 ч
№
Тема
Кол
п/п
-во
час
ов
1
Христианство
4
2

Ислам

5

Буддизм

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Колво
часов

№
п/п

IV четверть- 9 ч
Тема

1

Буддизм

2

Подведение
итогов

6

Проект

1

Виды деятельности

Россия – наша Родина.

1

Дата
план

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч
1

Кол
-во
час
ов
3

Беседа, комментирование чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Блок 2. Основы религиозных культур – 28 ч
2-3

Культура и религия

2

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

4

Возникновение религий.
Древнейшие верования

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к
уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных
верований. Возникновение первой монотеистической религии – иудаизма.

5

Возникновение религий.
Религии мира и их
основатели

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к
уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных
верований

факт

6

Священные книги религий
мира. Веды, Авеста,
Трипитака

1

Возникновение
древнейшей
письменности.
рукописных текстов. Первые священные книги.

Появление

первых

7

Священные книги религий
мира. Тора, Библия, Коран

1

Возникновение
древнейшей
письменности.
рукописных текстов. Первые священные книги.

Появление

первых

8

Хранители предания в
религиях мира

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой
хранитель предания?» человек?
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

9

Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой
хранитель предания?» человек?
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

10

Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.

1

Работа с понятиями добро, зло, грех; выписывание из толкового словаря
определения этих понятий. Примеры добрых, злых поступков ( из личного
опыта или из литературы).

11

Человек в религиозных
традициях мира

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к
уроку

12

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности
каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения
православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?
Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение
исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение
особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
составление плана, самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи

13

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности

14

Искусство в религиозной
культуре

1

каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения
православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?

15

Искусство в религиозной
культуре

1

Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение
исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение
особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
составление плана, самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи

16

Творческие работы ученика

1

17

Творческие работы ученика

1

Иметь представление: Искусство в религиозной культуре христианства
ислама, иудаизма., буддизма; понять: священные сооружения разных
религий можно назвать искусством; что при всем различии их объединяет
высокая духовность и высокий художественный уровень.

18

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа
с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

19

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа
с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

20

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

21

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

Беседа с учащимися по вопросам: В вашей семье существуют традиции,
ритуалы? Если да, то отличаются ли они религиозных? Чем? В чем
особенности религиозных ритуалов и обрядов?

22

Паломничества и святыни.

1

23

Праздники и календари

1

24

Праздники и календари

1

25

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в

1

Подготовка к беседе с членами семьи: о возникновении ритуалов и
обрядов
Работа с иллюстративным материалом. Возможные вопросы: Как вы
думаете, какие религиозные праздник здесь изображены?

Беседа,
комментированное
чтение,
работа
с
иллюстрацией,
самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания,

религиях мира.

участие в учебном диалоге.

26

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира.

1

27

Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь.

1

Обсуждение в группах: милосердие в религиях; Можно ли научиться
милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Можно ли этому
научиться?

28

Семья.

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа
с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

29

Долг, свобода,
ответственность, труд.

1

Беседа,
комментированное
чтение,
работа
с
иллюстрацией,
самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания,
участие в учебном диалоге. Работа в парах.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России- 5 ч
30

Любовь и уважение к
Отечеству.

1

Беседа,
комментированное
чтение,
работа
с
иллюстрацией,
самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания,
участие в учебном диалоге.
Работа в парах.

31

Подготовка творческих
проектов.

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

32

Выступление учащихся со
своими творческими
работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

33

Выступление учащихся со
своими творческими
работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

34

Презентация творческих

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».